Катализатор - устройство, предназначенное для снижения токсичности выхлопных газов и улучшения условий работы двигателя внутреннего сгорания за счет предварительной обработки углеводородного жидкого топлива, подаваемого в цилиндры двигателя. Обработка топлива в катализаторе топлива позволяет повысить полноту его сгорания, снизить образование вредных веществ при работе двигателя (снизить токсичность выхлопных газов), снизить удельный расход топлива, улучшить условия работы двигателя по критериям износа, и даже восстановить геометрию поверхностей элементов цилиндро-поршневой группы двигателя. Устройство камерно-кассетного типа, устанавливаемое в систему топливопровода автомобиля, в состав которого входят титановые фильтры-активаторы тонкой очистки, активные элементы химического катализатора и гранулированный катализатор. Устройство катализатора топлива для дизельных и бензиновых двигателей внутреннего сгорания приведены на рисунках 1,2.
Принцип работы катализатора топлива (КТ):
В первой камере осаждаются тяжелые фракции, попавшие в топливо, а также селективная очистка дизельного топлива от сернистых соединений и смол.
Во второй камере топливо каталитически обрабатывается путем контакта его углеводородных молекул с высокопористой активной поверхностью гранулированного катализатора, в состав которого входят соединения металлов и каталитически активных органических соединений. После этого топливо обрабатывается на молекулярном уровне таблетками - присадками, солями металлов, которые под воздействием высоких температур и давления при сгорании в камере цилиндра в виде молекул металла осаждаются на поверхности деталей цилиндро - поршневой группы.
В третьей камере за счет применения титановых стаканов активаторов модифицированное топливо подвергается дополнительной активации и стабилизируется. Эффект каталитической обработки топлива сохраняется в течении 30-40 секунд. Комплексная обработка топлива увеличивает полноту сгорания, за счет чего уменьшается расход топлива и выход в атмосферу вредных веществ с отработавшими газами
Краткие характеристики катализаторов топлива (КТ) для двигателей внутреннего сгорания
Наименование |
Типы катализаторов |
||||||
параметров |
КТ-1Б |
КТ-2Б |
КТ-ЗБ |
КТ-4Б |
КТ-5Б |
КТ-6Б |
КТ-7Б |
|
КТ-2Д |
КТ-ЗД |
КТ-4Д |
КТ-5Д |
КТ-6Д |
КТ-7Д |
|
Диаметр, мм |
60 |
90 |
91 |
90 |
60 |
96 |
92 |
Длина, мм |
110 |
138 |
160 |
205 |
230 |
205 |
190 |
Производит, л/ч |
10 |
25 |
35 |
35 |
40 |
60 |
75 |
Ресурс, л |
10 000 |
15 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
30 000 |
40 000 |
Исп. давл., МПа |
0,6±0,03 |
0,6+0,03 |
0,6±0,03 |
0,6+0,03 |
0,6±0,03 |
0,6±0,03 |
0,6±0,03 |
Материал корпуса |
Алюмин. |
Сталь |
Сталь |
Сталь |
Алюмин. |
Алюминий |
Сталь |
|
ГОСТ |
ДСТУ |
ДСТУ |
ДСТУ |
ГОСТ |
ГОСТ 4784 |
ДСТУ |
|
4784 |
2651 |
2651 |
2651 |
4784 |
|
2651 |
|
|
ГОСТ |
ГОСТ |
ГОСТ |
|
|
ГОСТ |
|
|
19904 |
19904 |
19904 |
|
|
19904 |
Наименование параметров |
Типы катализаторов |
||||||
КТ-8Б |
КТ-9Б |
|
|
|
|
|
|
КТ-8Д |
КТ-9Д |
КТ-10Д |
КТ-11Д |
КТ-12Д |
КТ-13Д |
КТ-14Д |
|
Диаметр, мм |
110 |
91 |
91 |
95 |
95 |
65 |
108 |
Длина, мм |
135 |
200 |
300 |
430 |
450 |
650 |
850 |
Производит, л/ч |
40 |
40 |
45 |
55 |
55 |
75 |
150 |
Ресурс, л |
30 000 |
30 000 |
100 000 |
200 000 |
200 000 |
500 000 |
500 000 |
Исп. давл., МПа |
0,6±0,03 |
1,0±0,05 |
0,6±0,03 |
0,6±0,03 |
0,6±0,03 |
0,6±0,03 |
0,6±0,03 |
Материал корпуса |
Сталь ДСТУ 2651 ГОСТ19904 |
Нержав. сталь. 12Х18Н10 |
Сталь ДСТУ 2651 ГОСТ 19903 |
Алюмин. ГОСТ 4784 |
Алюмин. ГОСТ 4784 |
Алюминий ГОСТ 4784 |
Алюминий (сталь) ГОСТ 4784 |